22.09.2025
Источник: https://www.sostav.ru/blogs/282558/67726
Порой сложно собрать данные по определению целевой аудитории. Для этого чаще всего используют теорию поколений, но порой и ее недостаточно. Тогда стоит задуматься о теории спиральной динамики. В чем суть этого подхода и как применять его в брендинге рассказали Наталья Орлова, управляющий партнер независимой группы коммуникационных агентств TDI и Анна Кулысова, бренд-директор TDI.
В маркетинге популярна теория поколений. Представители каждого, а это бумеры, миллениалы, зумеры, а скоро и поколение альфа, формируются в определенный исторический период. Согласно теории именно время, в которое человек рос, определяет его ценности, привычки и поведение. Миллениалы сегодня — это люди 30–40 лет, зумеры — 20–29. Теоретически можно сказать, что если человек миллениал, — значит, он любит свободу, новый разнообразный опыт. Если он относится к зумерам, то он вырос буквально с телефоном в руке, а значит нативный digital-пользователь. И этот фрейм работает. Таких поколенческих маркеров довольно много и они часто помогали понять, что и как представителям разных поколений можно предлагать. Но проблема в том, что внутри одного поколения люди могут радикально отличаться. Например, среди двадцатипятилетних зумеров можно встретить как энтузиастов work/life balance-культуры, так и трудоголиков-миллениалов, готовых жертвовать личным временем ради карьеры. Теория поколений дает общие ориентиры и слишком упрощает реальность.

Управляющий партнер TDI Group в России. Бизнес- и бренд-стратег. Эксперт по развитию человеческих ресурсов. Ментор
В работе с брендами мы всегда опираемся на многолетний опыт, гибкость и готовность решать задачи не по шаблону, а через реальные инсайты о клиентах. Именно поэтому нам важны разные инструменты анализа аудитории. Сейчас нам интереснее поговорить о теории спиральной динамики, которая рассматривает аудиторию через призму ценностей и образа мышления, а не возраста.
Теория разработана учениками американского психолога Абрахама Маслоу. Она показывает, как развиваются люди, организации и общества. В спиральной динамике выделяют несколько уровней, каждый из которых отражает ценности, стратегию жизни и способ принятия решений.

бренд-директор независимой группы коммуникационных агентств TDI
Ценностная синхронизация становится основой доверия, выбора и устойчивых отношений с брендом. Эти уровни чаще встречаются в технологичных компаниях, научных и образовательных проектах, командных стартапах. Здесь нет жесткой иерархии, ценится интеллектуальная свобода и самоорганизация. Примеры из прошлого — «Яндекс» в начале пути, стартап-среда в Сколково, команды, создающие open-source решения. Для такой аудитории важна не реклама, а смысл, глубина и настоящее соавторство.
Теория спиральной динамики — мощный инструмент, который находит применение в бизнесе и брендинге. Она помогает понять, какие ценности определяют поведение клиентов, сотрудников и партнеров, а значит — выстраивать более точную и эффективную коммуникацию. В итоге грамотное сочетание подходов дает возможность создавать релевантные брендинговые кейсы и выстраивать стратегию продаж, которая работает не просто с демографией, а с ценностями и образом мышления клиентов.
И самое важное – спиральная динамика позволяет перейти от оценки «правильно — неправильно» к критерию «подходит — не подходит».