TDI Group





    Эффект в 30 раз: в TDI Group оценили влияние ИИ на бизнес

    Стремительное проникновение искусственного интеллекта, скорость монетизации которого опережает соцсети, заставляет компании оперативно пересматривать стратегии

    Источник: https://companies.rbc.ru/news/4Gn4hg8cdT/effekt-v-30-raz-v-tdi-group-otsenili-vliyanie-ii-na-biznes/

    Андраник Захарян

    Управляющий партнер TDI Group. Эксперт-практик по стратегии, цифровой и бизнес-трансформации, внедрению ИИ. Ментор

    Эксперт-практик по инновациям, цифровой и бизнес трансформации с 20+ годами C-level опыта в FinTech, телекоме, eCom. Консультирует крупнейшие компании ЕАЭС, основатель ИИ-продуктовой компании, ментор

    Стремительное проникновение искусственного интеллекта, скорость монетизации которого уже опережает соцсети, заставляет бизнес оперативно пересматривать стратегии. По мнению Андраника Захаряна, управляющего партнера TDI Group, сейчас критически важно делать ставку на эту технологию. В интервью РБК он объяснил, как ИИ трансформирует компании, зачем внедрять цифровых сотрудников, и какая роль останется за человеком.

    Эффект в 30 раз: в TDI Group оценили влияние ИИ на бизнес

    Андраник, согласно последним исследованиям, 63% ведущих компаний в мире применяют искусственный интеллект хотя бы в одной бизнес-функции. Что, по-Вашему сейчас происходит на цифровом рынке и чего ждать?

    За последние 20 лет я видел множество трендов от инноваций в бизнес-моделях до фундаментальных технологий. Некоторые из них, например, метавселенные и AR/VR, так и остались нишевыми. Причем, с далекой перспективой масс-рынка. А некоторые стали коммодити, например, BigData-стек.

    Базовый AI уже давно норма. Другое дело генеративный, который очень стремительно проник на массовый рынок и надул там огромный «пузырь». Примечательно, что скорость его проникновения гораздо выше, чем у таких продуктов, как смартфон или персональный компьютер. А скорость монетизации опережает социальные сети. Кроме того, AI уже выполняет до 80% задач по написанию и исправлению кода ПО.

    Что это значит для бизнеса и рынка в целом?

    Например, что ИИ в скором времени будет способен полностью самостоятельно разрабатывать и исправлять программный код. По мере снижения стоимости создания программного обеспечения его производство будет ускоряться. А компании станут чаще выбирать между разработкой и покупкой, вытесняя традиционных поставщиков ПО, которые медленно адаптируются. Именно эти факторы приведут к радикальным изменениям в экономике и технологиях в ближайшие годы.

    К 2030 году искусственный интеллект займет доминирующую позицию на цифровом рынке. Например, трансформация поисковых систем в сторону персональных ИИ-ассистентов приведет к резкому росту доходов от рекламы на основе искусственного интеллекта. Согласно оценкам, ее доля может превысить 50% в общем объеме мирового рынка цифровой рекламы. Сейчас он оценивается в 1,1 трлн долларов.

    Так или иначе, но искусственный интеллект из технологического тренда превратился в мейнстрим. И при условии отсутствия непреодолимых технологических барьеров или ограничений вычислительных мощностей он станет неотъемлемой частью нашей реальности практически во всех сферах. Поэтому обществу придется учиться сосуществовать с этой технологией как в профессиональной, так и в личной сферах.

    А что можете сказать про развитие искусственного интеллекта в сфере клиентского опыта?

    Он приведет к масштабному перераспределению расходов: компании будут меньше тратить на персонал, инвестируя в программное обеспечение. Такой сдвиг обусловлен тем, что ИИ-системы способны автоматизировать до 70% клиентских взаимодействий, независимо от специфики бизнеса.

    Какими Вы видите перспективы рынка труда в связи с этим?

    Это не просто очередная технологическая волна, а фактор, который действительно может сократить количество рабочих мест. В прошлые индустриальные революции автоматизация в основном вытесняла физический труд, и люди могли сравнительно легко перейти в новые, более технические или сервисные роли. Сейчас ситуация иная: под давлением оказываются специалисты среднего звена: менеджеры, аналитики, юристы, маркетологи. ИИ уже умеет выполнять часть их интеллектуальной работы, а не только рутину.

    Важно понимать, что эта ситуация не гипотетическая. К октябрю 2025 года в мире было сокращено более 180 тысяч технических специалистов, в том числе в связи с внедрением ИИ и автоматизацией. Крупные компании открыто связывают оптимизацию штата с новыми технологиями: в Amazon сообщали о сокращении порядка 14 тысяч человек. А один из лидируюших банков в РФ объяснял увольнение 13,5 тысяч сотрудников переходом на ИИ-сервисы и роботизацию процессов.

    По оценкам, озвученным на Всемирном экономическом форуме в 2025 году, 41% работодателей в ближайшие пять лет планируют сокращать персонал под влиянием ИИ. В глобальном масштабе под риском оказываются сотни миллионов рабочих мест. В отчете Goldman Sachs речь идет о более чем 300 млн позиций.

    Эффект в 30 раз: в TDI Group оценили влияние ИИ на бизнес

    Но ведь есть вызовы и на рынке искусственного интеллекта? С какими проблемами он сталкивается?

    В глобальном смысле на данном этапе рынок столкнулся с проблемой концентрации ресурсов: влияние крупных технологических корпораций создает риски чрезмерной централизации и контроля над развитием технологии. Например, доминирование Nvidia на рынке GPU.

    В качестве альтернативы рассматривается модель децентрализованного ИИ. Такой подход, по аналогии с архитектурой блокчейн-сетей, может снизить зависимость от отдельных игроков и обеспечить более равномерное распределение вычислительных мощностей с относительной независимостью ИИ. Однако создание подобных экосистем представляет собой качественно новый и более сложный технологический уровень.

    Хорошо, давайте от глобальных трендов перейдем к локальным. Можете привести примеры Вашего практического опыта внедрения ИИ в корпорациях?

    Безусловно. Мы разрабатываем и внедряем в корпоративные процессы мультиагентные системы: цифровых сотрудников и команды. Основной KPI для таких внедрений — это прямое влияние на стоимость процесса или юнит-экономику. Например, у нас есть ИИ контент-менеджер, который обеспечивает высокоточную шаблонизацию данных. Есть и собственная платформа для прогнозирования спроса и ценообразования. Она учитывает множество внешних параметров, а не только линейные зависимости.

    Сейчас мы работаем над продуктовой ИИ-командой, которая займется валидацией гипотез с помощью цифровых двойников клиентов, оценкой технической реализуемости проектов и подготовкой полного пакета документации, включая экономическое обоснование. 

    Кроме того, работая над высокоточным поиском и извлечением данных из дата-сетов для ИИ контент-менеджера, мы обогатили существующие технологии поиска своими наработками. И теперь предлагаем ИИ-поиск для крупных интернет-порталов и в e-сommerce. В нем нет тупиковых запросов, а уровень адаптации под потребности клиентов значительно повышает конверсию и продажи.

    А уже есть измеримый эффект от этих решений, или это пока только концепции?

    Конечно. Например, мы разработали системы для повышения точности оценки ИТ-проектов и снижения трудозатрат на синхронизацию команд. Этот ИИ-агент снизил время оценки задач и формирования команды в 30 раз. А цифровой контент-менеджер продемонстрировал производительность, эквивалентную работе 65 сотрудников. И эти показатели могут быть увеличены, так как эффективность решения напрямую зависит от масштабов его внедрения.

    Вы говорили о радикальном сокращении рабочих мест, в связи с внедрением ИИ. А  результаты ваших внедрений это лишь подтверждают. Скажите, что в итоге делать сотрудникам и что изменится для топ-менеджеров? Где границы автоматизации, а где — ответственности человека?

    Все просто: искусственному интеллекту можно доверять процессы, но не нарратив. Смысл должны создавать люди. Это значит, что такие фундаментальные функции, как миссия, архитектура бизнеса и его ценность, мотивация, культура, антикризисное управление и прочее остаются пока в руках топ-менеджеров. 

    Внедренные технологии, безусловно, ускорят принятие решений и улучшат их качество, сокращая необходимость в посредниках. То есть, ИИ усилит скорость и масштаб, но правила игры пока еще будет определять человек.

    А вот более сложный вопрос: смогут ли люди долгосрочно соперничать с темпом развития и внедрения ИИ? Да еще при тех же затратах? А ведь ИИ, который у нас есть сегодня — это самая примитивная версия из всех будущих ИИ. У меня пока нет универсальных предложений на этот счет, но любое решение начинается с признания проблемы. Поэтому, на мой взгляд, людям важно не растерять свои когнитивные способности и способность к критическому мышлению, а также постоянно изучать новые технологии.

    Эффект в 30 раз: в TDI Group оценили влияние ИИ на бизнес

    Что делать компаниям, если они только начинают свой путь в применении ИИ? Что бы Вы посоветовали?

    Сегодня компании, как и люди, должны оперативно учиться и реагировать на изменение рыночных условий. Необходимо осознать, что именно искусственный интеллект значит для вашего бизнеса, как на стратегическом, так и на техническом уровнях. Важно подходить к управлению приоритетными цифровыми инициативами, как портфелем. И в первую очередь разворачивать те, которые дают быстрый эффект. Потому что быстрые победы воодушевляют и помогут профинансировать следующие шаги, высвободив капитал и ресурсы.

    Внедрение ИИ следует рассматривать в контексте управления изменениями по всей цепочке создания ценности: от клиентов и сотрудников до продуктов и инфраструктуры. Обычно быстрые победы — это поиск по знаниям (RAG) для поддержки продаж, классификация и маршрутизация клиентских обращений и прочие не слишком сложные и рискованные кейсы. Очень важным аспектом является наличие, качество и структура данных в процессах, где требуется точность. Например, в ценообразовании это играет критическую роль.

    Для минимизации рисков и ускорения реализации можно привлечь внешних подрядчиков. Их задача — обеспечить успешный запуск пилотных решений, настроить необходимые процессы и инфраструктуру, а затем передать компетенции внутренней команде.

    Расскажите о своей профессиональной траектории. Какой опыт Вас сформировал?

    Я больше 20 лет профессионально занимаюсь цифровой трансформацией и развитием бизнеса в крупнейших компаниях.

    Начинал в легендарной «Евросети», где в нулевых запускал e-commerce в одной из стран присутствия. Затем в МТС уже на уровне группы выводил на рынок eCom, развивал цифровые каналы и self-care. Дальше был «Ренессанс Кредит», — один из лидеров POS-кредитования в России того времени. В роли старшего вице-президента я отвечал за блок обслуживания и продаж, его цифровую трансформацию: каналы, POS-продукты, партнерскую сеть, цифровой бизнес, R&D и так далее. Мы разворачивали банк от классической модели в сторону FinTech и транзакционного бизнеса, доведя долю цифровых продаж по отдельным продуктам до 90%.

    Параллельно я веду стратегический и операционный консалтинг, менторю технологические команды. Долгое время входил в консультационный совет венчурного фонда Granatus Ventures, поэтому хорошо понимаю бизнес и с инвесторской стороны.

    И все же Вы — топ-менеджер с серьезным корпоративным опытом. Как повернули в сторону предпринимательства и ИИ?

    В 2024 году я со своим партнером собрал команду и основал компанию в сфере корпоративного внедрения ИИ. Этой темой я интересовался с 2018 года и уже имел некоторые наработки. Но в итоге все началось с поиска продуктовых идей и постепенно масштабировалось в несколько вертикалей: мы начали работу над мобильным цифровым компаньоном для региона MENA и пришли к корпоративному внедрению решений на базе ИИ.

    Строго говоря, мы просто начали обсуждать свои идеи с реальным рынком. И,  вдохновившись, стартовали. Стратегия была проста —  подтвердить гипотезу спроса на нашу экспертизу и объединиться с крупным игроком, обладающим необходимой бизнес-инфраструктурой и репутацией на рынке. Так мы пришли к соглашению с TDI Group.

    Я считаю, что корпоративный топ-менеджер без собственного предпринимательского опыта не обладает необходимой полнотой взгляда на бизнес. Очень важно глубоко понимать и чувствовать не только своих клиентов, но и акционеров, и рынок. В этом смысле наличие собственного подобного опыта только укрепляет профессиональное доверие.

    Какие ключевые точки роста вы видите для TDI прямо сейчас?

    Культура TDI Group — это отражение чистого предпринимательского подхода и личностей основателей. Команда завоевала более 400 международных наград, работает в пяти странах. Так что рецепт успеха ей уже хорошо известен. 

    Другой вопрос: как именно я могу усилить команду? Помимо очевидного ответа, что, объединив усилия, мы создали новую IT-вертикаль бизнеса, я предложил выход на рынок Армении. Да, этот локальный рынок и не очень большой. Но при этом он является региональным окном для новых возможностей компании. Ведь в Армении сейчас живет и работает очень много талантливых предпринимателей, и они строят глобальные компании. Кроме того, там хорошо работают экспортные бизнес-модели, основанные на диаспоральной экспансии. В этом смысле мы смотрим на бизнес не регионально, а диаспорально.